Ожившие куклы - плод воображения? На открытии новой выставки побывала Наталья Бороздина.

Увидеть фотокартины-импровизации, погрузиться в миры-фантасмагории, созданные творческим союзом пермских фотохудожников Марины и Анатолия Долматовых, можно в Центре народной культуры.

Для справки

dolmatov dolmatova Анатолий Долматов, мастер художественной и рекламной фотографии, по образованию историк.
Член Союза журналистов России. До 1990 года работал фотокорреспондентом областных газет «Звезда» и «Молодая гвардия». Печатался в таких изданиях, как столичный «Огонёк», японское AERA (Япония), американское и российское FORBES.
Участвовал в фотосалонах и выставках в Англии, Шотландии, Испании, Бельгии, Дании, Германии, Китае, Сингапуре, Ираке, Аргентине и других странах.
Награждён медалью Международной федерации фотографического искусства, объединяющей более 85 национальных ассоциаций со всего мира. С 2014 года – председатель Пермского отделения Союза фотохудожников России.

Марина Долматова, музыковед, после окончания консерватории работала преподавателем истории и теории музыки.
Профессионально занимается фотографией с 2005 года. Её работы выполнены в стиле арт-фото – это синтез художественной фотографии и дизайна.
С 2008 по 2014 год участвовала в 57 персональных и групповых выставках. Её работы выставлялись во Франции, Чехии, Швейцарии, Санкт-Петербурге, Суздале и других российских городах. Также они находятся в частных коллекциях в Москве, Киеве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Перми, Пермском фонде развития культуры «Юрятин».

Художники-композиторы

Нереальная реальность Долматовых Директору МАУ «ЦНК» Светлане Сивохиной особенно приятно было открывать в торжественной обстановке «Воображаемую реальность» пермских фотохудожников. Причина – такая необычная выставка в Центре народной культуры проводится впервые. Казалось бы, на дворе век новейших технологий, любой человек может взять в руки цифровую фотокамеру и запечатлеть, что пожелает душа. Но полученный кадр далеко не всегда говорит о художественном мастерстве. Потому что, как уверена Светлана Николаевна, искусство требует таланта, большого вклада в творчество. И в работе этих фотохудожников этот вклад явно виден.
Вот и Александр Гнётов, который пришёл на торжественное открытие выставки, уточняет, что бывают «художники-ремесленники, но есть и художники-композиторы». Творческий союз Долматовых Александр Геннадьевич отнёс к числу последних. Марине и Анатолию дано не просто слепо копировать реальность, но и вносить своё, рассказывать, что стоит за тем или иным кадром.
– У каждого художника должна быть своя музыка, у вас она есть, – подвёл итог Гнётов.
Момент, когда фотограф нажимает на кнопку – совокупность многих факторов. Кроме тонкой интуиции, богатства души и необузданной фантазии, нужны знания.
– У меня ещё всегда есть искренняя любовь и неподдельный интерес к людям, – говорит Марина Долматова, – они чувствуют доброжелательность, а не простое любопытство и близко «подпускают» к себе. Больше всего люблю работать с человеком, в отличие от Анатолия, предпочитающего архитектуру.

От живых кукол до затопленных карьеров

Впрочем, фотохудожники далеко не однобоки. Экспозиция состоит из многих разноплановых серий. «Андроиды», «Куклы», «Ночная Пермь», «Балет»…
Здесь манекены, как некие одушевлённые существа, живут своей жизнью, внимательно всматриваются в нас и словно хотят вступить в диалог.
Рядом – чисто репортажная съёмка балетных выступлений на сцене одного из театров.
А вот фото из-за кулис кукольного театра. Оказывается, тряпичные куклы хранят подвешенными. Запечатлённые Анатолием, они вызывают огромную жалость к себе.
Каждая работа – это чистая фотография, хотя в это порой верится с трудом. Марина признаётся, что здесь нет монтажа, аппликаций или прочего – есть некая работа внутри кадра. Главное для мастеров – не просто зафиксировать факт, а увидеть за ним глубину или другой мир. Есть работа, к которой «тянется» глаз: фото затопленного карьера в Пермском крае. Всё полезное выбрано до капли, и глубочайший карьер – в воде. Казалось бы, природе нанесён урон. А сквозь водную гладь то тут, то там пробиваются голубые, как детские слёзы, подводные ручьи.

Каждое фото – неповторимо

Выставка объединяет работы, сделанные в разные годы с различными целями. Это впечатления из путешествий по Европе, результаты прогулок по ночному городу, последствия увлечений театром и музыкой. Есть работы, выполненные на заказ, и такие, что «просились» именно для этой выставки. Некоторые кадры сделаны и вовсе на плёночный фотоаппарат! Однако отличить их от цифровых снимков невозможно – это итог воображаемой реальности. Сами авторы признают, что для них важен конечный результат, а не средства его достижения.
– Я никогда не смогу повторить свою работу, не получится, потому что другое настроение или время суток, – говорит Марина.
Как фото становится шедевром – секрет художницы. И её творческое вдохновение требует уединения, поэтому она не допускает коллег наблюдать за собой во время работы и работает по ночам, чтобы не отвлекали от процесса.
И всё-таки рассказывать о полотнах фотохудожников не самое благодарное дело: намного лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому поспешите на выставку работ пермских мастеров, откройте для себя их воображаемую реальность, прочувствуйте интригу и самостоятельно оцените их творческий мир.

Наталья Бороздина

Источник: сайт газеты "Чусовской рабочий" - http://chrgazeta.ru/культура-и-образование/нереальная-реальность-фотохудожников-долматовых/