Материал Чусовского ТВ и статья из газеты "Чусовской рабочий" о выставке Станислава Гирко и о самом художнике

- Однажды, разглядывая работы, представленные художественным салоном «АРТ Пермь», обратила внимание на картины этого автора, которые излучали доброту, душевную чистоту, умиротворённость. Они притягивали внимание ощущением целостной эмоциональной живописной среды - с живым освещением, с тонкой вибрацией света и цвета.

 

girko Мне сразу захотелось познакомиться с этим человеком и поделиться своими впечатлениями. Станислав Павлович Гирко оказался не только прекрасным художником, но ещё и очень душевным и крайне интересным человеком. И я решила для себя, что обязательно познакомлю своих земляков с творчеством этого человека. Вот так случайная встреча вылилась в праздничную выставку для нашего города, - такими словами 8 ноября директор МАУ «Центр народной культуры» Светлана Николаевна Сивохина открыла выставку С.Гирко «В равновесии с миром».

Станислав Гирко (на снимке) - один из самых интересных художников Пермского края. Его биография одновременно проста и сложна. Родился в Твери в 1947 году. Несмотря на послевоенное полуголодное детство, его память сохранила светлые и радостные воспоминания о том времени. Маленький Стасик запомнил, что люди вокруг были добры, всегда улыбались, а двери домов вообще никогда не запирались.

Насколько себя помнит, всегда рисовал. Основными сюжетами его детских рисунков были люди, почему-то чаще других рисовал папу с дедушкой. А вот один из первых рисунков, который принёс ему успех - победу в конкурсе - был закат солнца, нарисованный цветными карандашами. За это мальчика наградили поездкой в Москву. Так, в 11 лет Станислав побывал в Мавзолее, в музее имени Пушкина, в Третьяковской галерее. С тех пор он стал часто ездить в Москву на различные выставки.

А потом судьба свела Гирко с одноруким художником, вернувшимся с войны. Он научил мальчика всему, что необходимо знать и уметь художнику: смешивать краски, натягивать холсты, грунтовать. Когда Станислав стал неплохо рисовать, он делал копии на картины Левитана, Шишкина, и учитель продавал их. Станислав уже тогда мог бы начать зарабатывать, но он не брал денег, которые давал ему художник, а просил покупать краски и другие необходимые для творчества вещи.

В середине 60-х Станислав Гирко с матерью приехали в Краснокамск. Юноша устроился токарем на метал-сетку, а его мама - в техникум, где в то время трудилась Геля Семёновна Морозова. От неё и узнали, что в Краснокамске имеется художественная студия, которой руководит Иван Иванович Морозов. Это была судьба.

По воспоминаниям Станислава Павловича, он был поражён, как серьёзно был организован процесс занятий. Это был не кружок по интересам, а самое настоящее учебное заведение с широким спектром предметов и железной дисциплиной.

После окончания Краснокамской художественной студии Станислав Павлович поступает в Ленинградское художественное училище имени Серова. При поступлении по композиции и живописи он получил пять баллов, что является уникальным случаем в истории училища, а его работа по композиции несколько лет была выставлена как пример для поступающих. В Краснокамск Гирко возвращается уже настоящим профессионалом. Начинает преподавать в студии Морозова, а затем - в Краснокамской школе искусств.

Сегодня он совмещает профессию преподавателя со свободным художественным творчеством. Его картины просто завораживают. Смотришь - и не можешь оторвать взгляд.

В самом начале пути художник С.Гирко работает в яркой экспрессивной манере. Для его ранней живописи характерны натюрморты, городские пейзажи с бродячими собаками и пустынными площадями. В изображениях цветов ощущается нечто врубелевское - Гирко работает пластами густой и разнонаправленной штриховки, создавая на листе светотеневую мозаику.

Для духовного и творческого становления мастера были чрезвычайно важны поездки на Русский Север. Голые камни и резкий, всё сметающий ветер. Передать эти ощущения помогла новая техника - темпера, к которой Гирко обратился впервые и нашёл в ней необычайные качества: подвижность, «плавкость», пластичность, почти «иконные» эффекты фактуры. С этой поры его творчество становится индивидуальным.

Гирко прошёл, условно, все этапы европейской стилистики. Из классики его больше всего привлекали испанцы XVI-XIX веков - Эль Греко, Веласкес, Гойя, Антонио Гауди. Из современности - Сальвадор Дали и американский художник Эндрю Уайт. Гирко последовательно пережил увлечение импрессионизмом, кубизмом, экспрессионизмом.

Особую роль в его творческой эволюции сыграла поездка в Испанию. Он поехал туда, чтобы воплотить в жизнь мечту далёкой молодости. С тех пор у художника появился большой цикл «испанских» работ.

Весной 2009 года С.П.Гирко был приглашён в Китай в город Чжэнчжоу провинции Хэнань, где расположен Восточный международный художественный институт, высоко ценящий русскую реалистическую школу. Там он проработал семестр. Результатом этой поездки стала высокая оценка его деятельности руководством института, дружеское расположение и искренняя симпатия китайских студентов - будущих живописцев, графиков, архитекторов, дизайнеров. Почётный гражданин города Краснокамска, Станислав Павлович Гирко получил высокое звание «Почётный профессор» Восточного международного художественного института.

Как педагог с большим стажем, огромным творческим потенциалом, Станислав Гирко способствует раскрытию творческих возможностей сотен юных краснокамцев. Многие ученики Станислава Павловича уже сами сегодня имеют имя в мире искусства. Например, Михаил Черных, окончив высшее художественное училище имени Строганова, сегодня является главным художником Кремлёвского дворца. Некоторые стали художниками-дизайнерами и ежегодно входят в десятку лучших дизайнеров России...

На вопрос, не устал ли он от живописи, Станислав Павлович отвечает:

- Да вы что?! От живописи невозможно устать. Если бы у меня было ещё пять жизней, я бы их все провёл за мольбертом!

Алла КЛИМЕНКО

P.S. Выставка Станислава Гирко в Центре народной культуры продлится до конца декабря. Кстати, его картины продаются, и любая из его работ может стать не просто украшением, но и предметом восхищения в доме, где духовные ценности превыше всего.