12 февраля Центр народной культуры открыл первую в 2013 году выставку. Что увидели посетители в стенах центра, который, как мы успели усвоить, старается всячески разнообразить свои экспозиции?

По привычке, я пришёл на выставку чуть раньше открытия: отличная возможность пообщаться с художником, чьи картины уже ждут взоров посетителей. Пока мастер не подошёл, изучаю полотна, которые объединены общим названием «Очарование уральского пейзажа». Под каждой, как водится, табличка с информацией. Узнаю, что в гости пожаловал Николай Крестьянинов - живописец из Губахи.

- На самом деле я чусовлянин, родился в Скальном, - улыбается подошедший Николай Васильевич.

По его признанию, страсть к живописи проявилась ещё в детстве. В юности он закончил Пермское художественно-педагогическое училище №4. Но жизненный путь в зрелом возрасте петлял - довелось потрудиться и преподавателем в Чусовском профтехучилище №93, и предпринимателем.

Ловлю себя на мысли, что почему-то хочется описывать жизнь и творчество этого человека с основательностью и неторопливостью. Очевидно потому, что на его полотнах запечатлена размеренная жизнь, которая протекала в небольших городах наподобие нашего до революции: избы, церкви, по улицам шатаются гуси. Конечно, особое место здесь занимают те самые уральские пейзажи из названия выставки. Наверное, мы бы удивились, если бы художник не отводил им значительного места в своём творчестве.

Что характерно, одни и те же фрагменты окружающей природы, например, реки Чусовую, Усьву или какую другую, с их отмелями, перекатами, Уральские горы каждый художник осмысливает и видит по-своему, отражая своё восприятие на полотнах. У Крестьянинова взгляд на жизнь и творчество спокойный, краски не строгие. Цветовое пространство картин в полной мере можно выразить словами - «естественная красота». И названия полотен простые: «На Усьве», «Дорога на Такман», «Перед дождём». Смотришь на них и понимаешь, что жизнь, на самом деле, простая и сложная одновременно. Например, как сенокос или как удовольствие от деревенского обеда из варёной картошки, масла, молока, грубого хлеба с солью... И чтобы понять эту простую истину, не обязательно вслушиваться в речи ведущих. Согласитесь, когда мы, затаив дыхание, стоим на вершине каменного Бойца, нависшего над Чусовой, то не ждём детального раскладывания своих чувств посторонним человеком. И так всё понятно. Поэтому полотна Крестьянинова можно смело созерцать в полном одиночестве.

Говорят, именно так и предпочитает работать мастер. Но в разговоре со мной он упоминал и совместные пленэры, например, с Александром Гнётовым.

- Всегда восхищалась работами Николая Васильевича, - говорит преподаватель Детской школы искусств Евгения Долматова. - Хотелось бы пригласить его на мастер-класс в нашу школу.

По традиции центра, выставочная экспозиция двойная: кроме работ художника Николая Крестьянинова, здесь представлены расписные суксунские самовары, в основном, работы начала прошлого века. Они гармонично слились со стилизованной деревенской избой, представленной нарисованной на стене печкой, откуда торчат поленья, ухватом, прислонённым к ней, висящим на стене настоящим полотенцем с вышитыми словами «хлеб - соль»... На полу стоит предмет, смахивающий на кофейник. Это кумган - восточный кувшин, использовавшийся в бытовых целях. Кажется, потрёшь такую посудину ладошкой - и вылетит из неё какой-нибудь башкирский джинн... Появление предмета с азиатскими корнями тоже неслучайно: рядом можно увидеть одежду и предметы быта не только русских, но и башкир, марийцев.

- Как отнёсся к тому, что мои картины соседствуют с самоварами и прочей утварью? Не протестовал - это же часть русского быта, убранства изб, - улыбаясь, политкорректно ответил на мой вопрос Николай Васильевич.

Поначалу я вознамерился спросить у организаторов выставки, почему открытие наметили не как обычно на пятницу, а на вторник. Как-никак начало недели, удастся ли собрать публику? Но потом посмотрел на количество пришедших и решил промолчать - большее число посетителей в помещение выставочного зала без ущерба комфорту не вместилось бы. Думаю, любители искусства так или иначе найдут время ознакомиться с очередной выставкой. И это тоже простая истина.