L-Yurchatova-Tserkov «Стоят церквушки на Руси, забытые, забитые. Стоят церквушки на Руси ничем не знаменитые» - это строчка из песни «Церквушки» группы «Чёрный кофе».

В клипе, снятом к этой песне, пламенные «революционеры» сбрасывают кресты с часовен, разбивают купола, жгут церковные книги. Многие церкви в начале прошлого века были уничтожены. Теперь хотя бы некоторые из них не исчезнут, останутся на полотнах Людмилы Юрчатовой, выставка которой открылась 9 сентября в Центре народной культуры. Экспозиция называется «Я рисую храмы».

...В 1991 году уроженка Перми, художница Людмила Юрчатова в компании других художников посетила Чердынь, Соликамск, Ныроб, Кольчуг и словно перешла невидимую грань. По её словам, открылось какое-то второе дыхание, новый взгляд на привычные вещи. До этого она иллюстрировала книги, например, произведения Льва Кузьмина. А после той поездки в душе появилась непоколебимая вера в бога. Людмила Борисовна почувствовала, что её тянет на уральский север - запечатлевать именно храмы.

На полотнах, представленных в Центре народной культуры, кажется, собраны все церкви Пермского края, соседних областей и вообще всех тех мест, где она побывала - так их много.

- Раньше я жалела, что не живу в Москве, - говорит художница, приехавшая на открытие выставки, - теперь стараюсь объезжать её стороной. У нас благословенная земля!

О картинах она рассказывает тихо, даже смиренно, словно не общается с гостями, а читает молитву.

- Меня высадили в глухомани и сказали - пиши, сколько хочешь. Я сидела одна, боялась. Подрожу-подрожу - и снова за работу, - рассказывает Людмила Борисовна о процессе написания одной из картин в верховьях Чусовой.

Раньше она писала, в основном, акварелью и гуашью: более традиционный материал художников -масло - по разным причинам был недоступен. Людмила Борисовна, кстати, именно пишет картины, а не рисует. Сокровенное - то, что незаметно с первого взгляда - кроется в деталях: в строгих и величавых тонах, в смирении и скрытой гордости изображённых храмов. Вот и я поначалу не нашёл в полотнах Юрчатовой чего-то особенного, и первые впечатления укладывались в одну строчку, похожую на комментарий к картине: холст-масло, храм-свет.

L-Yurchatova-2 Но и со светом что-то не так. Бегут облака на картинах: кажется, постоишь полчаса, и храмы состарятся, уйдут под землю, словно прошло не тридцать минут, а три тысячи лет. Не уйдут. Художница их увековечила. При более детальном рассмотрении полотен память подсунула уже другую песню - «Родина» группы «Алиса»: «Так сквозь столетья звенит завет, там, где кончается тьма, начинается свет». Тьма кончается на полотнах, что выставлены в Центре народной культуры. Вот в чём дело: небо на них не светлое, а серьёзно-серое. Почему?

- Не знаю, когда писала, казалось, кто-то сверху диктует, - отвечает художница.

Значит, там, за облаками всё же есть свет. Однажды ей во сне кто-то продиктовал название населённого пункта: Свияжск. Она видела стены, окна домов, своды храма, и всё происходило словно наяву. Проснулась, записала название, а когда по прошествии времени побывала в городе из сна, удивилась точности сновидения: совпало всё до мелочей. Таких совпадений и нереальных историй в её жизни вообще было немало.

Теперь она больше пишет маслом, от церквей перешла к натюрмортам. Говорит, что хочет рассмотреть в обычных вещах душу, то есть найти в них что-то общее с церквями.

В этом материале я намеренно не привожу мнения посетителей выставки. Не потому, что я схалтурил и не стал спрашивать, а потому, что они здесь не нужны. Когда у вас скверно на душе, вы же не кричите об этом во всеуслышание, а идёте в храм, смиренно стоите перед иконами и изливаете свою душу. И каждый у горящей свечи почувствует что-то своё. Вот и здесь, спросишь одного-трёх, а всей гаммы настроений не охватишь, всё равно выйдет однобоко, и будет сквозить недосказанность. Не хватало бы здесь и вашего мнения - оно появится только после посещения выставки. Вы ещё успеете, выставка продлится до 9 октября.