Для начала (для затравки) предлагаем уважаемым читателям легенду, предание.

Спиридон Сорокин появился в наших краях пораньше, чем Аника Строганов в Камском крае. Пришёл он с Руси вместе с братом. Спире было тогда 20 лет, а брату Пахому - 18. До Чусовой добрались с новгородскими ходоками. Дикая красота этих мест покорила братьев, и решили они здесь начать новую жизнь.

Для своего жилья братья облюбовали горушку над речушкой. Речушка чистаяда быстрая и горушка не велика, но и не мала. Поднялись братья на вершину, а там вытесанный из дерева истукан стоит. Внимательно осмотрели братья идола и решили, что он им не помеха, тут рядышком и поставили себе избушку.

Настала первая полнолунная ночь. На горку пришли на моление вогулы и увидели возле идола жильё, по виду для них необычное.

Братья проснулись от криков, выскочили из избы и перепугались. Вогулы тоже испугались: они решили, что это добрые духи-воители в людском облике, спутники их главного бога Чохрыньойки. Лесные люди стали кланяться братьям и всячески оказывали им знаки уважения.

Со временем Спиридон и Пахом научились говорить по-вогульски, стали одеваться в одежды из звериных шкур, узнали все способы охоты на любого зверя, водили дружбу со всеми племенами вогулов и их соседями: остяками, пермяками, вотяками.

Через 10 лет в одну из лютых зим Пахом, выискивая медвежьи берлоги, заблудился и замёрз в лесу. Его тело вогулы нашли только весной и похоронили с почётом.

А Спиридону благоволили священные духи. Лесные люди верили, что он может отнять или дать вогульской семье благополучие: тёплое зимовье, удачу на промысле, благоденствие в чуме. Поэтому и прозвище Спиридону было - Суседко.

Однажды весной набрели сюда новые выходцы с Руси, заметили жильё Спири, обрадовались, а он обрадовался землякам, много дельного порассказал им про здешнюю жизнь и присоветовал пришельцам поставить починок на берегу Усолки недалеко от своей избушки.

Редкий год не появлялись на Чусовой беглецы с Руси. Места для поселения выбирали по указу Спири. Постепенно долина речки Усолки заселялась.

Со временем предложил Спиридон новым пришельцам - «слободным», т.е. свободным людям, поселиться на берегу Чусовой выше впадения Усолки. Тут и появилась первая Чусовская слободка. Слобожане выбрали Спиридона над собой старостой. Срубил он себе новую избушку тоже на горушке, под горушкой ключик солёный, а за ним луг заливной.

Пришёл сюда и монах с вятской земли Трифон, подружился со Спирей и срубил себе часовенку-скит на соседней горе.

Осенью объявился на Чусовой хозяином Семён Строганов. Проводником и незаменимым помощником стал ему Спиридон Сорокин.


Красивое предание? Но что тут правда, а что выдумка? Спиридон Сорокин, да жил ли здесь действительно человек с таким именем? Неужели русскиелюди поселились на Чусовой ещё в дострогановские времена?

Поодному из определений «предание - это народный аналог истории, впреданиях история освещается с позиций народа». В отношении истории Чусовских Городков многие историки пишут «с позиции плохо осведомлённого стороннего наблюдателя», но народ не предал забвению рассказы своих предков. Многиеучёные историки, особенно пермские, хорошо знающие труды А.А.Дмитриева, приведённое выше предание, в лучшем случае, назовут сказкой, но...

В долине реки Усолки с давних времён на Спиринской горе и под Спиринской горой располагались дома деревни Спирята. Мост через Усолку, протекающую рядом, назывался Спиринским. В Верхних Чусовских Городках, в старом посёлке, который находился на правом берегу Чусовой, мост через речку Рассошку назывался Сорокинским или Сорокиным. Поднявшись с заливного чусовского луга по Сорокинскому мосту на небольшую горку, человек мог пойти налево по улице Мельничной или прямо - по улице Старо-Слободской. Эта часть Верхних Чусовских Городков вплоть до переселения посёлка на левый берег Чусовой называлась Старая слободка.

Кажется, действительно, русскиелюди поселились на Чусовой ещё до Строгановых. Но...

Как мы знаем, для учёных историков легенда - не документ, им подавай «царскую грамоту», и только тогда можно говорить о «науке». Что это за слобода Чусовская? О такой ни в одном историческом документе не говорится, значит, не было никакой Чусовской слободы.

Самым авторитетным исследователем истории Пермского края является Александр Алексеевич Дмитриев(1854-1902 гг.). Кажется, на все вопросы, касающиеся нашей пермской истории, можно найти ответы в его трудах. Однако и он, изучая и сравнивая разные документы, отмечает, что на некоторые вопросы «более точно указать не представляется возможности...». В статье «Слобода Чусовская и ея округъ» историк отмечает, что «Чусовской округ был самыйо бширный из всех четырёх», принадлежащих Строгановым в Камском крае. Этотокруг«имел средоточием Чусовскую слободу, что ныне село Нижние Чусовские Городки». Далее: подобно Орлугородку, она«имела крепость». Итут возникают следующие вопросы: о какой Чусовской слободе говорит автор; почему он считает, что Чусовская слобода - это и естьсело Нижние Чусовские Городки; если в Нижнем Чусовском Городке была слобода, которая имела «крепость, подобно Орлу-городку», то почему она (слобода) не указана в таблице, опубликованной втойже«Пермской старине» на странице 97? Кстати, составлял таблицу сам А.А.Дмитриев.

В итоговой записи А.Кайсаровау Строгановых в Перми Великой в 1623-24 гг. указаны две слободки: слободка Слудка (к Верхнему Чусовскому Городку) и слободка Новое Усолье(к Орлугородку). К Нижнем уже Чусовскому Городку записаны (указаны)только «два сельца: Камасинои Никольское (ныне Верхние Муллы)». ОкакойжеЧусовской слободе говорит уважаемый историк?

А.А.Дмитриев пытается разобраться, какие же «старые» поселения существовали в Чусовском округе. «С достоверностью» он указывает четыре: Калин луг и Камасино на Чусовой, Верхние Муллы (на Мулянке, притоке Камы) и Слудку (на Каме). «Старых», современных Яхонтову (1579 г.), поселений в Чусовском округе насчитывалось 22, т.е. были ещё 18, кроме указанных выше. А.Кайсаров (1623-24) указывает в Чусовском округе не 18, «а даже 24; мнопя из них, без сомнения, были и при Яхонтове, но каюя именно - более точно указать не представляется возможности, по неимению в руках самой книги Яхонтова».

Среди семи починков на Чусовой, современных Яхонтову, в качестве «старых» поселений Дмитриев называет «починок Усолку на Чусовой» и две «пустоши» - «Ширинкино и Селища на речке Усолке, справа текущей вЧусовую».

Человек, не знающий наших мест, ни малейшего внимания не обратит на эти строки. А ведь именно они, эти строки, подтверждают легенду, которая рассказывает о первых русских поселенцах (дострогановских!) на Чусовой. Вот она - «старая слобода» - на правом берегу Чусовой и на левом берегу Усолки, где родился Васютка Алёнин - легендарный атаман Ермак, «старая слободка» - часть села Верхние Чусовские Городки, где в 1929 году нашли первую нефть не только на Урале, но и в России.