Источник: сайт газеты "Чусовской рабочий" (публикация от 17.08.2011)

В минувшую субботу в Верхнечусовских Городках во второй раз прошёл межрегиональный фестиваль исторических традиций и казачьей культуры «Ермакова братина». На берег реки Чусовой съехались творческие коллективы, мастера народных ремёсел и бойцовские клубы не только со всего края, но и из других регионов России. В прошлом году «Ермакова братина» собрала несколько тысяч зрителей: многих заинтересовал уклад жизни казаков. Что было нынче? На фестивале побывал корреспондент «Чусовского рабочего» Андрей КУДРИН

Един в трёх лицах

Как известно, до появления фестиваля «Ермакова братина» в Верхнечусовских Городках проходило мероприятие под названием «Ермаковы лебеди». Когда представители Пермского Дома народного творчества предложили отделу культуры Чусовского муниципального района сделать фестиваль краевым и увеличить его масштабность за счёт привлечения казачьего колорита, вопрос был решён положительно: всё-таки развитие. Лично мне новый фестиваль понравился: интересная идея, живописные места, популяризация истории родных мест. Поэтому и в этом году я не раздумывая отправился в Верхнечусовские Городки, тем более, что организаторы обещали множество занятных новшеств в программе.

По пути испытываю что-то вроде «растроения» личности: на «братину» я решаю взглянуть сразу с нескольких точек зрения: обычного туриста, организатора и, собственно, корреспондента «Чусовского рабочего».

Судя по прошлогоднему мероприятию, «братина» не осталась в памяти как нечто цельное органично сочетающее в себе предложенные направления. Что это - фестиваль, масштабный казачий сход всея Руси или дань традициям? Да и вообще, что именно представляют из себя сегодняшние казаки?

Внимательно изучаю программу фестиваля: открытие, построение казачьих войск и вынос знамени, молебен, концерт, выставка-продажа сувенирной продукции. Всё это будет происходить на одном конце поляны. На другом - казачьи игрища с показательными выступлениями и обучением всех желающих приёмам владения нагайкой, шашкой и правильному ношению папахи. Отдельной строкой - экскурсии в «Пермь-36», по святым местам Чусовской земли и в «Музей Ермака».

Казаками не рождаются

На одном из прилавков лежат красные футболки. Цена вопроса - 350 рублей. Тут же предлагают отчеканить монетку с символикой фестиваля. Сколько стоит?

- Алюминиевая - 100, медная - 150 рублей, - отвечает «кузнец».

Схема изготовления проста - металлическая бляшка ложится между молотом и наковальней, на которых оттиснута матрица изображения. В моей голове сразу же вырисовывается символическое сравнение: бляшка - обычный посетитель «братины», наковальня - чусовская земля, молот - фестивальные площадки. Удар - и в мозгах человека чётко пропечатывается образ казака: это верующий человек, ловко владеющий шашкой и нагайкой, в обычной жизни может трудиться кем угодно, хоть кочегаром. То есть, по сути, ничем не отличается от прочих граждан.

- Здравствуйте, скажите, вы казак? - дядька, к которому я пристал с эти невинным вопросом, по всем признакам должен быть казаком - усат, при форме и шашке.

- Казак, - отвечает он, расправив плечи.

- Расскажите, что представляют из себя современные казаки и чем занимаются? - похоже, казаков предупредили, что представители прессы будут их только фотографировать, ибо вопрос выбил моего собеседника из колеи.

Моё дознание происходит на фоне демонстрации казаками виртуозного владения шашками. Одной, двумя - красив и внушителен этот «танец с саблями»! И опасен: шашки острые, боевые.

- Кто такой казак сейчас трудно сказать, даже переводов этого слова есть минимум десяток, - охотно объясняет атаман Сергей Поксараскин, - казак - это состояние души.

Чувствую, напал на верный след.

- Казак - человек верующий, хоть и не обязательно христианин. Казачество - это любовь к воле, взаимовыручка, - отвечает на вопрос другой мой респондент сотник Андрей Баринов, - а «братина» - это знакомство людей с укладом жизни казаков. Стать казаком может любой желающий - для этого нужны рекомендации, желающему даёт ся испытательный срок в полгода, во время которого он должен себя проявить в среде казаков. После этого решается - люба ли кандидатура. В случае положительного ответа вы становитесь казаком. В общем, чтобы стать казаком, нужно быть просто стоящим человеком.

На распутье

Ну что, пора подводить итоги. Что скажет турист? Я решил расспросить настоящего гостя фестиваля Алексея Никифорова из Перми, приехавшего на берег Чусовой с семьёй.

- Расскажу по порядку. Если бы не пришлось стоять в очереди на паром, если бы торговля провиантом, и особенно напитками, была организована не хуже, чем торговля сувенирами, если бы было больше элементарных туалетов... С другой стороны, посмотреть на казачьи забавы было весьма интересно, но всё же не хватило разнообразия в программе фестиваля...

Так, стоп. Теперь слово организатору.

- Проводить «Ермакову братину» довольно непросто, - сказала начальник отдела культуры Чусовского муниципального района Марина Замалутдинова. - Нужно найти общий язык с чусовскими и пермскими казаками, есть проблемы с финансированием, для туристов неудобен паром, непросто выдумывать что-то новое для программы фестиваля. Мы планировали в этом году провести и крестный ход, и исторический экскурс, но по независящим от нас причинам задумки не воплотились. Думаю, мы обязательно воплотим их в следующий раз. Сейчас мы не исключаем, что такой большой фестиваль будет проходить лишь в юбилейные годы, в обычные всё будет скромнее. С другой стороны, мы не хотим, чтобы забывалось название «Ермаковы лебеди», есть задумка дать это название научно-исследовательским площадкам. Конечно, если пермяки не выступят с новой инициативой...

Интересно, в краевом центре заинтересованы в развитии фестиваля? И если да, то каким видится его будущее? Кому как, а у меня сложилось впечатление, что главное здесь - провести мероприятие и отчитаться о проделанной работе. Буду рад ошибаться. Как, впрочем, буду рад посетить «Ермакову братину» и в следующем году. Сейчас ясно одно - зрителям фестиваль интересен. В какую сторону пойдёт его развитие - покажет время. Сейчас его организаторы, как Ермак 430 лет назад, думают, как лучше завоёвывать новые горизонты. Легендарный поход казачьего атамана как историческое явление от нас никуда не денется, значит, и забыть о нём не дадут.

Андрей КУДРИН

 

В ФЕСТИВАЛЕ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ:

- 15 творческих коллективов (Чусовской район, г.Лысьва, с.Большая Соснова, г.Чернушка, п.Бершеть, г.Пермь);

- 12 бойцовских клубов и казачьих обществ (г.Березники, г.Нытва, г.Пермь, г.Лысьва, г.Соликамск, г.Чусовой, г.Ижевск);

- ремесленники (Чусовской район, г.Горнозаводск, г.Добрянка, Кунгурский район, г.Лысьва, г.Нытва, г.Очёр, г.Пермь, г.Соликамск, Чайковский район)